Налоговая инспекция при ликвидации общества с ограниченной ответственностью

Недействующих организаций, о которых забыли их учредители, в России достаточно много. Чаще всего к процедуре ликвидации прибегают ООО, которые имеют задолженность перед кредиторами, но нередки и случаи, когда учредители решают закрыть ООО, которое перестало приносить доход.

Регистрация и ликвидация ООО проводится налоговой инспекцией. Согласно ст. 20 ФЗ №129 от 08.08.01 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители Общества уведомляют о его ликвидации в течение 3-х рабочих с дней с момента принятия решения. Заявителем при этом служит руководитель ликвидационной комиссии. Это служит основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ о том, что ООО находится в процессе ликвидации.

Нужно ли уведомлять налоговую инспекцию о ликвидации?

Как уже отмечалось выше, уведомление о ликвидации общества должно быть подано в ИФНС не позднее трех рабочих дней после принятия решения. Решение о ликвидации должно быть оформлено через общее собрание участников либо решением единственного учредителя (в случае если ООО имеет только одного участника). В налоговую вместе с уведомлением о ликвидации юридического лица предоставляется протокол собрания участников.

Уведомление для налоговой инспекции оформляется по утвержденной Приказом ФНС от 25.01.12 г. форме №Р15001 и должно соответствовать следующим требованиям:


  • отсутствие дописок, приписок и исправлений;
  • не включаются в уведомление не заполненные листы;
  • присутствие сквозной нумерации в верхнем поле листа «Стр.» в следующем виде: 001, 002 и т.д.;
  • поля и размеры знакомест без изменений;
  • цвет шрифта строго черный;
  • возможно присутствие двухмерного штрих кода;
  • каждая страница строго на одном листе.

Также необходимо отметить, что при распечатке на первой странице в верхнем правом углу может отсутствовать информация об утверждении формы. Это допустимо.

Помимо ФНС о ликвидации общества с ограниченной ответственностью нужно уведомить местное отделение ПФР и ФСС, и подать объявление через «Вестник государственной регистрации» для кредиторов.

Как проходит налоговая проверка?

После получения уведомления налоговая назначает проверку ООО. При этом аудит может проводиться даже в том случае, если он уже проходил относительно недавно (п. 11 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Руководитель ФНС выносить решение, в котором указывает наименование Общества, предмет проверки, ее сроки и список уполномоченных для досмотра документации лиц.

Проверяемый период составляет не более 3-х предшествующих лет, а сроки проверки не превышают 2-х месяцев.

В ходе аудита ликвидируемого ООО, налоговой проверяются следующие типы документации:

  • кассовая отчетность;
  • первичные бухгалтерские документы (договоры, чеки, счета-фактуры, накладные и т.п.);
  • договоры аренды;
  • налоговые декларации и другие отчеты, которые предоставляются юридическими лицами в социальные фонды.

Проверяющие имеют право не только проверять документы, но и проводить инвентаризацию, а также осуществлять ревизию складских и подсобных помещений, что закреплено в п. 13 ст. 89 Налогового кодекса РФ.

По результатам проверки уполномоченному председателю ликвидационной комиссии выдается справка установленного образца.

Налоговая проверка – это ключевой этап ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Ее последствия могут привести к незапланированным финансовым издержкам. Но есть возможность пройти этот этап с минимальными потерями.

Основной целью аудита, проводимого ФСН, является выявление нарушений российского законодательства в области налогового и бухгалтерского учета во время ведения компанией своей хозяйственной деятельности, и определение преднамеренного занижения учредителями Общества базы налогообложения.

Чтобы налоговая проверка при ликвидации ООО прошла максимально быстро и без штрафных санкций, стоит предпринять меры для выявления возможных нарушений. Это можно сделать посредством внешнего и внутреннего аудита.

Внутренний аудит можно поручить бухгалтерии предприятия. Но, как показывает практика, внутренней проверки недостаточно, так как сотрудники могут проявлять личную заинтересованность. Внешний аудит осуществляется сторонней аудиторской компании. После проверки бухгалтерской и финансовой документации независимые аудиторы составляют отчет. В нем содержатся все выявленные недочеты, допущенные бухгалтерией компании. По данным такого заключения можно самостоятельно скорректировать отчеты и осуществить доплаты в бюджет и фонды в случае выявления недоимок. Все это поможет избежать конфликтов с налоговым органом и начисления штрафов.

Документы в налоговую при ликвидации ООО

Помимо внутреннего документа (приказа, протокола, решения) о ликвидации общества с ограниченной ответственностью, в ФНС необходимо предъявить следующий перечень документации:

  • заверенное нотариусом уведомление формы №Р15001 (первый раз оно подается не позднее 3-х дней с момента принятия решения о ликвидации, второй раз – при сдаче промежуточного ликвидационного баланса);
  • нотариально заверенное уведомление формы №Р16001 (подается после расчетов со всеми кредиторами Общества);
  • окончательный ликвидационный баланс (утверждается учредителями Общества и предоставляется в ФНС вместе с заявление на регистрации ликвидации предприятия);
  • справка из ПФР, подтверждающая факт передачи данных об уволенных сотрудниках (данные сведения подают в течение 30 календарных дней с даты сдачи промежуточного ликвидационного баланса);
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.

Все вышеперечисленные документы указаны в том порядке, в котором их необходимо предоставлять в налоговую инспекцию.

Всего в ФНС при ликвидации ООО обращаться потребуется 3 раза (при отсутствии ошибок в оформлении документов). Каждое обращение будет сопровождаться расписками и выдачей листов записей с изменениями в ЕГРЮЛ.

Так как подача заявлений по формам №№Р15001, Р16001 согласно законодательству требует нотариального заверения, необходимо подготовить документы заблаговременно. Нотариус для заверения подписи потребует следующие документы:

  • ОГРН, ИНН;
  • решение о создании ООО;
  • устав Общества и протокол с последней утвержденной редакцией;
  • протокол о ликвидации предприятия и данных о членах ликвидационной комиссии;
  • паспорта членов ликвидационной комиссии;
  • свежая выписка из ЕРГЮЛ.

При подготовке документов необходимо проявить внимательность. Они должны соответствовать всем требованиям законодательства и содержать достоверные данные. Одной из основных причин затягивания процедуры ликвидации ООО являются ошибки в документах, что приводит к многократному обращению в налоговую инспекцию.

Как происходит ликвидация ООО с долгами перед налоговой?

На данный момент есть несколько законных методов ликвидации ООО с задолженностями:

  • Банкротство. Этот способ подойдет, если юридическое лицо имеет задолженность более 3 миллионов рублей. Есть полная и упрощенная процедуры банкротства. Для ликвидации ООО этим способом необходимо подать иск в Арбитражный суд, который назначит арбитражного управляющего. Суд назначает процедуру наблюдения на срок до 7 месяцев с целью анализа экономической деятельности компании. После этого суд может либо восстановить статус платежеспособного предприятия, либо принять решение о его закрытии.
  • Продажа ООО. Ликвидация юридического лица через смену руководства компании. Для этого подписывается нотариальный договор купли-продажи. При этом предприятие остается в базе ЕГРЮЛ, но ее права и обязанности переходят новому владельцу (за исключением прав, которые связаны с личностью продавца). Выбирая этот способ, нужно помнить, что если ФНС выявит подлог, то она обяжет полностью ликвидировать фирму и выплатить задолженность кредиторам.
  • Реорганизация. Это слияние двух компаний. При таком способе ликвидируемое ООО становится частью другого юридического лица и прекращает свою деятельность полностью. При реорганизации обязательно отправляются уведомления кредиторам, в противном случае сделка может быть признана недействительной.

Помните, что ликвидация компании с долгами, не является способом уйти от ответственности. Поэтому оптимальным вариантом в таком случае является банкротство через суд.

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью без налоговой проверки

В некоторых случаях налоговая инспекция не проводит аудита ликвидируемого ООО. Это происходит в следующих случаях:

  • отсутствие хозяйственной деятельности, на что указывает нулевой баланс на протяжении 3-х лет;
  • в течение 3-х лет в организации отсутствуют наемные работники, не начислялась заработная плата, не проводились банковские операции, что также указывает на отсутствие хозяйственной деятельности ООО;
  • юридическое лицо в полном объеме и своевременно на протяжении всего периода существования сдавало налоговую отчетность;
  • положительные результаты камеральных проверок;
  • отсутствие задолженности перед кредиторами, целевыми фондами и бюджетом;
  • единственный учредитель, что исключает распределение материальных активов компании и распределение долей в уставном капитале.

Если налоговая инспекция после уведомления о ликвидации общества не воспользовалась своим правом на осуществление налогового контроля в течение 2-х месяцев, то она не может в дальнейшем заявлять в части задолженности по налогам и сборам никаких требований в качестве кредитора.

Это же самое касается и других кредиторов предприятия. Если в течение 2-х месяцев после публикации о ликвидации ООО в Вестнике государственной регистрации они не заявили о своих требованиях, то ликвидационная комиссия может завершить процедуру ликвидации самостоятельно.

Процедура ликвидация считается оконченной после того, как в ЕГРЮЛ вносится запись соответствующего характера. С этого момента компания считается прекратившей свою деятельность. Свидетельство о ликвидации выдается в течение 5 рабочих дней после подачи заключительного пакета документов.

+ +