Пошаговая инструкция ликвидации статуса индивидуального предпринимателя

Одной из особенностей ИП как формы организации бизнеса является простота его закрытия. Предпринимателю не требуется проходить сложную процедуру ликвидации, которая необходима юрлицу.

Сам термин «ликвидация предпринимателя» не совсем корректен, так как ИП – это форма организации бизнеса физлицом. Физическое лицо ликвидировать нельзя. Ему можно только прекратить предпринимательскую деятельность. Законодательно закреплен термин «закрытие ИП», предполагающий исключение записи о предпринимателе из ЕГРИП.

Перечень необходимых документов

Процедура ликвидации ИП может быть как добровольной, так и принудительной. В последнем случае ее инициатором являются контролирующие инстанции, имеющие объективные основания, чтобы исключить лицо из реестра предпринимателей (это, например, нарушение индивидуальным предпринимателем действующего законодательства, признание его банкротом, смерть и пр.). При добровольном решении закрыть свой бизнес ИП нужно подготовить определенный комплект документов.

Закрыть ИП достаточно просто: необходимо предоставить в регистрационный центр Налоговой службы следующие документы:


  • паспорт;
  • заявление о закрытии по форме Р26001;
  • квитанция с оплаченной госпошлиной на закрытие ИП (160 руб.). Нужно учесть, что госпошлина уплачивается из средств налогоплательщика и им лично. Так, не допускается оплата госпошлины со счета супруга. Сформировать квитанцию можно на официальном сайте Налоговой инспекции.

Стоит обратить внимание, что непредоставление справки об отсутствии задолженности по страховым взносам из ПФР не служит основанием для отказа в ликвидации. Многие налоговики, злоупотребляя своим положением, требуют этот документ.

В такой ситуации предпринимателю необходимо отдать все имеющиеся у него на руках документы и ожидать письменного решения о закрытии ИП или мотивированного отказа. ФНС вряд ли сможет мотивировать свою позицию отказа отсутствием сведений из ПФР, так как в Налоговом кодексе содержится исчерпывающий перечень необходимых документов и справка из ПФР там не числится.

При желании предприниматель сможет обжаловать действия инспекторов в судебном порядке. Уже есть судебные прецеденты, которые подтверждают право ИП на закрытие даже с долгами перед ПФР и при отсутствии справки из фонда.

Пошаговая инструкция ликвидации индивидуального предпринимателя

Ликвидация ИП предполагает прохождение ряда последовательных этапов:

  1. Увольнение всех работников, снятие с учета в Пенсионном фонде в качестве работодателя.
  2. Уплата всех налогов, задолженностей, страховых взносов.
  3. Передача установленного пакета документов в регистрационный центр. На основании этого предпринимателю выдается расписка в получении необходимых сведений.
  4. Представленный пакет документов рассматривается налоговиками в течение 5 дней.
  5. После чего ИП выдают выписку из ЕГРИП, подтверждающую факт прекращения деятельности. С 2013 года свидетельство о закрытии ИП более не оформляется. Данный документ можно получить лично/по почте заказным письмом (предпочтительный способ указывается индивидуальным предпринимателем в заявлении на закрытие).
  6. Закрытие счета и снятие с учета ККМ (если использовался).
  7. Сдача налоговых деклараций, уплата налогов (порядок зависит от налогового режима ИП).

Нужно учесть то факт, что обычно ФНС, отвечающая за регистрацию/ликвидацию ИП, отличается от инспекции по месту ведения деятельности. Нотариальное заверение документов на ликвидацию не требуется при условии, что они представляются лично предпринимателем.

Но у ИП есть альтернативные способы закрытия без личного визита в Налоговую инспекцию. Он может воспользоваться услугами доверенного лица. При этом потребуется нотариально заверенная доверенность на представление интересов в суде.

Предусмотрены и способы дистанционной подачи заявления. Ликвидировать ИП допускается через электронный сервис подачи документов на госрегистрацию на официальном сайте ФНС, а также с помощью портала Госуслуги (в разделе услуг ФНС). В обоих случаях предприниматель должен иметь ЭЦП. Если же предприниматели не пользовались электронной подписью в бизнес-практике, то заказывать ее только для закрытия нецелесообразно.

Предприниматели без ЭЦП могут только предварительно записаться в ФНС через портал Госуслуг, а вот передать документы дистанционно им не позволяется.

Необходимые декларации в налоговый орган и возможные штрафы за просрочку сроков предоставления

Вопрос о том, какие декларации сдаются индивидуальным предпринимателем после ликвидации, решается в зависимости от формы налогообложения, которая им применялась:

  • на УСН – отчитаться необходимо до 25 числа месяца, следующего за закрытием;
  • на ЕНВД – до закрытия ИП, предварительно сняться с учета по вмененке;
  • при патенте – отчетность не сдается;
  • при ОСНО – отчитаться необходимо в пятидневный срок после закрытия.

Несдача отчетности грозит предпринимателю штрафом в размере от 1000 руб. Еще 5% необходимо будет перечислить за каждый день просрочки по уплате налогов.
Нельзя забывать и о необходимости отчитаться, даже в случае отсутствия доходов за предыдущий год. Тогда в ФНС представляется так называемый «нулевой отчет». Он сдается по такой же форме, какую представляют все налогоплательщики. Единственное его отличие состоит в том, что в показателях, отражающих доход и расходов проставляются нули.

Еще одна отчетная форма действует в отношении ИП-работодателей. При ликвидации они должны сдать 2-НДФЛ за своих сотрудников до того, как закроются. Также им необходимо закрыть все долги по НДФЛ

Закрытие банковских счетов

Многие предприниматели работают без расчетного счета. Закон не обязывает открывать счет в банке, так как вся выручка является собственностью ИП и он вправе свободно ей распоряжаться.

Закрыть расчетный счет предприниматель может как до своего закрытия, так и после исключения из ЕГРИП. Если ФНС обнаружит у ИП незакрытый счет, это не будет считаться основанием для отказа в ликвидации.

Но если у ИП остались на счете средства или остались неоплаченные счета, то стоит предварительно вывести деньги на свой личный счет и оплатить долги. По новым правилам с предпринимателей сняли обязанности оповещения контролирующих инстанций о закрытии счета. Это должен сделать сам банк.

Закрытие счета осуществляется по заявлению предпринимателя. При этом его подпись на этом документе должна строго соответствовать той, которая содержится в карточке ИП. У каждого банка установлены собственные требования к процедуре закрытия счета и комплектности прилагаемых документов.

Отчеты в пенсионный фонд при ликвидации ИП

Отчетность ИП по страховым взносам по форме РСВ-2, которые они ежегодно уплачивают в Пенсионный фонд, была устранена еще в 2011 году. Поэтому если предприниматель не привлекал наемных работников в своей деятельности, то отчитываться в ПФР при ликвидации ему не нужно.

Он может только по своему желанию обратиться в фонд, чтобы получить информацию о размере задолженности по обязательным страховым взносам и заплатить их до закрытия (чтобы у него появилась возможность включить взносы в состав расходов).

Если же ИП привлекал сотрудников, он обязан первоначально решить все кадровые вопросы (т.е. уволить всех работников и расторгнуть гражданско-правовые договора). Далее ему необходимо ликвидировать свой статус работодателя и отчитаться по начисленным и уплаченным страховым взносам за каждого работника по форме РСВ-1.

Нельзя забывать и об обязанности сняться с учета в ФСС при условии регистрации там в качестве страхователя и представить отчетность по форме 4-ФСС. ИП, которые не привлекали работников, по умолчанию не являются застрахованными лицами в ФСС и не уплачивают в фонд отчисления.

Ликвидация ИП с долгами

ИП может подать заявление о закрытии ИП, имея задолженности по налогам и сборам, а также перед контрагентами в рамках договорных обязательств, банками по кредитам. В отличие от ООО вся задолженность за годы предпринимательской деятельности не аннулируется.

Многие предприниматели не учитывают этот факт и ошибочно полагают, что после закрытия ИП они могут не платить по долгам, связанным с предпринимательской деятельностью. На самом деле это не так и ответственность по долгам остается на ИП как на физлице.

Чтобы этого избежать, предпринимателю можно инициировать процедуру банкротства ИП. Обанкротиться предпринимателю можно, только при условии задолженности в размере не менее 10 тыс.р., а просрочка по обязательствам – более 3 месяцев. После получения статуса банкрота, все долговые обязательства предпринимателя аннулируются и это единственный способ цивилизованного избавления от долгов.

Последствия для ИП после ликвидации

После ликвидации статуса ИП стоит избавиться от печати (если она использовалась деятельности индивидуального предпринимателя). А вот документы по хозяйственной деятельности предпринимателя стоит продолжать хранить минимум 4 года. Даже после закрытия в отношении предпринимателя может быть назначена налоговая проверка.
Предпринимателю стоит погасить долги по налогам и сборам в добровольном порядке, не дожидаясь пока будет вынесено судебное решение. Это позволит сократить потенциальный размер расходов.

По закону перед закрытием ИП не обязан оповещать своих кредиторов об этом факте. Поэтому контрагенты вправе потребовать оплаты по счетами в течение трех лет и при необходимости вправе обратится в суд. Задолженность перед ними перейдет на бывшего ИП как на гражданина. В случае получения исполнительного документа в суде, пристав может наложить арест на банковские счета должника или реализовать имущество на торгах.

+ +