Понятие антикризисного консалтинга

Консалтингом называется вид деятельности отдельного специалиста или конкретного подразделения, которые занимаются стратегической планировкой проектов, глубоким анализом требований, выдвигаемых к информационной системе, проектировкой приложений и системных проектов. По ошибке, сюда приписывают и системную интеграцию, однако этот процесс не входит в полномочия описанной рабочей группы.

Говоря более простым языком, специалисты данной отрасли берут на себя две ключевые задачи: реструктуризацию и систематизацию информации, составление подробных бизнес-анализов проектов. К сожалению, в нашей стране фраза «антикризисный консалтинг» имеет очень расплывчатое значение и применяется фирмами по назначению и без. Мы расскажем, что такое антикризисный консалтинг, каковы его цели и задачи.

Значение

Согласно статистике, компании консалтинговой направленности появляются на рынке позже всего. Связано это с запоздалым спросом на услуги специалистов таких фирм. Компании же прибегают к услугам консалтинговых предприятий только в тех случаях, когда понимают, что нуждаются не только в программном и аппаратном обеспечении, но и грамотном составлении отчетов, планирование и составление рекомендаций относительно заключения сделок.

Антикризисный консалтинг включает в себя четыре ключевые позиции:

  • Достоверную информацию и знания – ключевой продукт деятельности специалистов.
  • Опыт специалистов, которые десятилетиями консультируют и способствуют заключению сделок.
  • Объективность данных.
  • Независимость.

Трудно представить абсолютную объективность и независимость специалистов. Однако в большей мере эти факторы обеспечены сторонней поддержкой консалтинговых фирм при помощи западной системы автоматизации и финансирования.

Цели и этапы консалтинговых проектов

Разработка антикризисных консалтинговых проектов преследует следующие цели:

  • Систематизация информации относительно деятельности предприятия, представление результатов анализа в виде диаграмм, схем, таблиц, дающих большую полноту восприятия информации.
  • Систематизация оборота документов внутри предприятия.
  • Разработка советов и рекомендаций по созданию рационального режима работы различных подразделений предприятия, их взаимодействие между собой и связь с внешним миром.
  • Глубокий анализ и разработка проектов, которые будут использоваться для спецификации информативных систем корпорации.
  • Предоставление исчерпывающий рекомендаций относительно внедрения в систему систем управления фирмой.

В зависимости от направленности деятельности  предприятия список целей может быть более широким и включать в себя персональные задачи, которые важны для качественного роста и продуктивности работы конкретно взятой фирмы.

Ход антикризисного консалтинга

Консалтинговые проекты разрабатываются командой профессионалов, которые имеют многолетний опыт работы и хорошо знакомы со спецификой деятельности. Ход антикризисного консалтинга может включать в себя такие этапы:

  • Планирование работы и проведение первичного анализа требований. Здесь специалисты занимаются изучением первичных бизнес требований, проводят оценку экономических аспектов проекта, строят предварительный график выполнения работы. Также на этом этапе создается и обучается рабочая группа, которая и будет заниматься реализацией всех поставленных задач.
  • Изучение аспектов деятельности компании. В ходе этого этапа проводиться доскональное изучение требований, которые выдвигаются к системе. Затем специалисты определяют структуру предприятия, выявляют его целевые задачи, анализируют равномерность распределения функций между сотрудниками и подразделениями. Также в задачу рабочей группы входит определение методов автоматизации, которые используются компанией.
  • Построение модели функционирования фирмы.

Интересно, что обследование занимает несколько недель и за это время рабочая группа антикризисного консалтинга получает полную информацию по всем интересующим ее вопросам.  Исходная информация получается ими из:

  • Данных о структуре фирмы.
  • Информации по используемым технологиям деятельности.
  • Стратегических целях и задачах развития.
  • Результатов опроса штата сотрудников.
  • Предложений сотрудников по модернизации конкретных технологий или работы на предприятии в целом.
  • Нормативной документации.
  • Справочной документации.
  • Отчетов аналитиков по подбору типовых решений.
  • Других объектных документов.

Как происходит построение модели деятельности предприятия

Зачастую после сбора и анализа информации в ходе антикризисного консалтинга, можно сформулировать модели двух типов:

  • «Как есть». Здесь составляется подробная схема того, как в данный момент функционирует фирма, какие подразделения включает в себя, какие цели и задачи преследует. Обратим внимание, что такая схема консалтинга строится исключительно на объектной документации и других источниках информации, которые были предоставлены рабочей группе для анализа.
  • «Как должно быть». Здесь подробно описывается усовершенствованный режим работы предприятия с введенными новшествами и рациональными технологиями деятельности. То есть, эта модель представляет собой яркую картину того, как может работать исследуемая фирма, если все рекомендации аналитиков будут приняты к сведению и реализованы в должном порядке.

Каждая из моделей имеет четкую структуру и привязку по информационной модели и иерархии предприятия. Однако, для того, чтобы перейти из одной («как есть») в другую («как может быть») нужно выполнить целый ряд действий:

  • Усовершенствовать технологии, отталкиваясь от того, насколько они эффективны. При этом, показатель эффективности напрямую зависит от затраченных на усовершенствование финансов и времени. В расчет берется уровень загруженности сотрудников и наличие похожих технологий на данном предприятии.
  • Переосмысление бизнес процессов и внесение кардинальных изменений в область используемых технологий. В этом случае рассматриваются конкретные производимы действия, выгода расходуемых временных и финансовых затрат на их проведение, например различных проверок и аудитов.

Особенности антикризисного консалтинга

В список ключевых особенностей антикризисного консалтинга можно отнести предоставление следующего списка услуг:

  1. Арбитражное управление:
  1. Юридическая помощь в процедурах по несостоятельности:
  • В сфере защиты юридических прав и имущества обанкротившейся стороны.
  • Заботы по обращению в суд, подготовка нужной документации для защиты, выступление на суде от лица банкрота.
  • Все вопросы, связанные с ведением судебных тяжб о банкротстве, в том числе и в арбитражном суде.
  • Консультирование представителей предприятия, которому угрожает процедура объявления себя банкротом.
  • Защита прав кредиторов.
  • Внесение должника в соответствующий реестр.
  • Возврат имущества и средств должника через оспаривание в суде.
  • Представление интересов кредитора на собраниях.
  • Помощь в осуществлении ликвидации фирмы из-за банкротства по упрощенному сценарию.

Проведя исчерпывающий анализ всех факторов, которые смогли спровоцировать банкротство предприятия, компании или фирмы. Специалисты в области антикризисных консалтинговых услуг могут начать действовать по одному из классических сценариев:

  • Берут на себя руководство фирмой и делают все возможное для того, чтобы вывести ее из опасного состояния, посодействовать стабилизации и исключить вероятность необходимости объявлять себя банкротом официально. Избежав процедуры банкротства, компания может вернуться на рынок и постепенно вернуть свои позиции, путем изменения алгоритма работы, перераспределения людских, технологических и финансовых ресурсов. Консалтинговые специалисты берут на себя процедуру подобного анализа и составление плана выхода компании из кризисного состояния.
  • Помощь в проведении процедуры банкротства.
  • Оспаривание процедуры банкротства и описи имущества в судебном порядке, в том числе и через арбитражный суд.

К сожалению, для того, чтобы вывести фирму из такого патового состояния, специалисты вынуждены принимать не популярные решения, которые выльются в сокращение штата работников, снижение социальных выплат, увеличение рабочего дня. Все это может быть негативно воспринято сотрудниками, однако может гарантировать, что фирма не обанкротится и постепенно сможет вернуться к нормальному ритму работы, оптимальным условиям труда для рабочих.