Апелляционная жалоба подается одним из участников арбитражного процесса в случае их несогласия с решением суда 1-ой инстанции. Она подается в вышестоящий суд с целью исправления или полной отмены принятого решения. Именно апелляция является самой распространенной формой опротестования судейских вердиктов.
Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда это
Апелляция – это жалоба на еще не вступившее в законную силу решение суда 1-ой инстанции. Она направляется на вердикт любого суда, в т.ч., арбитражного.
Подать апелляцию вправе только участники процесса независимо от их статуса в деле, включая прокурора. Другие граждане также могут пойти на этот шаг, если судебное постановление затрагивает их права.
Согласно российскому законодательству арбитражным апелляционным судам отводится посредническая миссия по оценке справедливости вынесенных определений по экономическим спорам.
Специфика апелляционных жалоб в арбитражном производстве обусловлена тем, что они непосредственно касаются решений суда по делам, которые связаны с бизнес-деятельностью, а также по таким проблемным вопросам как защита репутации, прекращение прав собственности, оспаривание сделок, возмещение убытков, банкротство, ликвидация фирм и пр.
Ранее субъектами арбитражного процесса выступали только юрлица и ИП, сегодня же, с появлением возможности у рядовых граждан объявить о своем банкротстве, к ним присоединились и физлица.
Апелляция передается через арбитраж, вынесший обжалуемое решение. Она не должна содержать иных требований, кроме тех, которые были выдвинуты в 1-ой инстанции. При возникновении новых требований по делу нужно обращаться в арбитраж с новым апелляционным заявлением.
В ходе апелляционного процесса судья проверяет фактические обстоятельства по делу и вынесенное решение на соответствие законодательству. Судья при рассмотрении поступившей жалобы изучает степень доказанности мотивов и обстоятельств, оценивает сам вердикт суда.
Дело во 2-й апелляционной инстанции рассматривается по существу или с нуля. В ходе процесса стороны могут приглашать ранее не опрошенных свидетелей или предоставлять иные доказательства. При этом представление новых доказательств в жалобе должно быть обусловлено объективными причинами.
Дело судьей 2-й инстанции рассматривается только в установленных жалобой пределах. Хотя право на полную проверку решений у данной инстанции имеется, на практике оно используется редко.
Жалоба подается письменно и подписывается стороной, которая стремится обжаловать решении судьи. С 2010 года для россиян стал доступен удобный способ обжалования решений через специальную электронную форму на сайте арбитража.
Текст апелляции в обязательном порядке должен содержать:
- наименование судов, в который она подается и который вынес несправедливый вердикт;
- номер и дата оспариваемого вердикта;
- наименование обжалующего лица и других участников дела;
- требования лица и их обоснование в виде ссылок на нормативно-правовые акты;
- приложения.
Кроме того, в документе можно указать все необходимые для рассмотрения дела доказательства, а также ходатайства.
Копия апелляции должна быть отправлена заявителям и всем участникам дела заказным письмом (обязательно с уведомлением) или вручена лично под расписку.
Ни одна жалоба не обходится без приложенных к ней документов. В этом случае обязательными являются ксерокопия оспариваемого арбитражного вердикта, квитанция с оплаченной госпошлиной, подтверждение уведомление всех участников. Уполномоченный представитель лица (обычно это квалифицированный юрист) должен приложить доверенность, заверенную нотариально.
Если речь идет об апелляции на несправедливый возврат искового заявления, то к жалобе прикладывается возвращенный документ.
Образец жалобы
Важнейшим этапом при оспаривании вердикта в арбитраже является разработка текста апелляции. Стоит особенно внимательно подойти к составлению текста жалобы. Если документ не будет соответствовать требованиям к содержанию, форме и перечню прилагаемых документов, то это может стать основанием для оставления его без движения.
Согласно формализованным условиям АПК, документ включает вводную, описательную, мотивационную и резолютивную части. Во введении (так называемой шапке) прописывается наименование арбитража, суда, подробные реквизиты заявителя, сумма госпошлины, информация об участниках процесс, номер обжалуемого постановления/акта.
В центре документа прописывается текст «Апелляционная жалоба», а далее кратко описывается сущность дела и указываются его реквизиты.
В мотивировочном блоке указываются правовые основания, которые позволяют оспорить постановление и юридическое подкрепление доводам. Резолютивный блок посвящен изложению требований и просьб.
Срок подачи
Для подачи апелляции у сторон есть 30 дней после вынесенного вердикта. В исключительных ситуациях при наличии уважительных причин пропущенные сроки подлежат восстановлению в судебном порядке.
При пропуске сроков сторона должна предварительно подать соответствующее ходатайство. В нем указываются уважительные причины, сделавшие невозможным своевременное представление апелляции (командировка, болезни, нарушение арбитражем положенных по закону сроков и пр).
В АПК указывается на частные случаи, при которых предусмотрены сжатые сроки подачи апелляции. Они составляют 10 дней при привлечении стороны к административной ответственности, наложении судом штрафа, по определениям в области банкротного процесса.
При подаче апелляционной жалобы важно знать, что она подается через принявший решение в 1-ой инстанции арбитраж. Он уже обязан направить ее вместе с делом в соответствующую апелляционную инстанцию в 3-х дневный срок.
Госпошлина за апелляцию
Прошение для апелляционного арбитража неизбежно сопровождает платежная квитанция, указывающая на оплату госпошлины. Она уплачивается заявителем, подающим жалобу, предварительно до момента ее подачи. При отсутствии квитанции апелляция останется без движения.
Но далее судья может перераспределить возникшие у заявителя траты на третьих лиц. Это делается в случае удовлетворения требований жалобщика. Тогда госпошлина считается неправомерными тратами и обязанность по ее компенсации переходит на ответчика.
При частичном удовлетворении иска госпошлина подлежит распределению между сторонами в процентном соотношении. Когда жалоба осталась неудовлетворенной, госпошлина не возвращается.
Сумма пошлины за подачу апелляционного заявления в суд второй инстанции рассчитывается в зависимости от цены первоначального иска. Она уплачивается в половинчатом размере (50% от первоначального иска). Тарифы по искам материального характера существенно варьируются от цены иска. Их максимальное значение 4% для исков в пределах 100 тыс.р.
По неимущественным требованиям госпошлина фиксирована для юридических и физических лиц и составляет 6 тыс.р. Получается, за подачу жалобы нужно заплатить 3 тыс.р.
Пошлина в размере 50% платится даже если жалобщик полагает, что его права были нарушены вердиктом суда лишь частично.
Налоговое законодательство освобождает от уплаты госпошлины уполномоченные инстанции. Это например, ФНС, общества инвалидов, органы местного самоуправления, прокуратура.
У рядового жалобщика, не относящегося к вышеуказанным категориям, также есть возможность отсрочить уплату пошлины. Для этого ему нужно представить доказательства своего сложного материального положения.
Срок рассмотрения
Жалоба рассматривается судьей в сроки до 2 месяцев, включая те, которые отведены на подготовку судебного разбирательства. В общем случае сроки рассмотрения не превышают 15 дней со дня поступления жалобы в суд.
Жалоба возвращается подающему лицу если оно не устранило выявленные судом нарушения в разумный срок; истек период, предусмотренный для обжалования; при отзыве апелляционной жалобы.
При возврате или оставлении документа без движения судья обязан мотивировать свое решение.
Образец отказа
Несогласный с жалобой участник может выразить свое несогласие путем подачи отзыва на нее. К нему прилагаются подтверждающие его позицию документы. Отзыв также направляется всем участникам процесса.
У сторон есть возможность в любой момент апелляционного процесса подать на примирение или отказаться от апелляции. Они также могут и вовсе оформить отказ от своих исковых требований. Это делается до того момента, пока суд 2-й инстанции не вынес свое определение.
При оформлении отказа апелляционная инстанция выносит свое определение и делопроизводство считается закрытым. Суд предварительно может проверить мировое соглашение или иной документ на соответствие правовым нормам.